Территория здоровья


ТЕМА: "ЗАКАЛИВАНИЕ"





ТЕМА:"БЕЗОПАСНОЕ ЛЕТО"







ТЕМА: "ВИТАМИНЫ"


ТЕМА: "АВИТАМИНОЗ"





ТЕМА: "ОСТОРОЖНО, ГРИПП!!!"





ТЕМА: "ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ"




ТЕМА: "РЕСПИРАТОРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ"



ТЕМА: "Осторожно грипп!"




ТЕМА: «Осторожно - авитаминоз!»

К сожалению, дети подвержены авитаминозу в большей степени, нежели взрослые. Частые капризы, сонливость, снижение иммунитета, ухудшение успеваемости, нежелание помогать по дому, частые простуды – все это признаки нехватки витаминов в детском организме.
Авитаминоз представляет собой болезненное состояние, возникшее вследствие недостаточного поступления в организм или быстрого разрушения необходимых витаминов в течение достаточно длительного времени. Для того, чтобы ребенок хорошо себя чувствовал, необходимо присутствие в его рационе достаточного количества фруктов и овощей, но в зимне-весенний период они уже не настолько богаты полезными веществами, как летом и осенью.
Следовательно, чтобы восполнить потребность организма в витаминах, нужно поддержать его витаминными препаратами. Какими именно должен решить только наблюдающий кроху врач, который подберет для него наиболее подходящий комплекс, а также «фактуру» (сироп, гель, драже, капли) поливитаминов.

Где живут витамины?

ВИТАМИН С, он же – аскорбиновая кислота. Большие количества данного витамина содержатся в таких продуктах: цитрусовые, шиповник, черная смородина, зелень, щавель, болгарский перец, бобовые, облепиха, яблоки, земляника и клубника, картофель, белокочанная и цветная капуста. Важно помнить, что витамин «С» в процессе кипения разрушается, кроме того, после сушки он практически тоже не сохраняется. Плохо действует на него железо, поэтому храните грамотно.
ВИТАМИН Д, он же – кальциферол. В основном он вырабатывается под воздействием лучей солнца в коже, синтезируя холестерин. Кроме того, есть и в некоторых продуктах, в частности: рыбий жир, икра, красная рыба, желток, печень, сметана, сливочное масло, молоко. Данный витамин устойчив к воздействию повышенных температур.

ВИТАМИН А в больших количествах содержится в таких продуктах, как морковь, тыква, свекла, крапива, помидоры, кукуруза, красный перец, абрикосы. Не разрушается при кипячении, хотя длительное температурное воздействие все-таки пагубно.
ВИТАМИН В1отвечает за нормальное функционирование нервной системы, активно участвует в обмене веществ. В больших количествах содержат его следующие продукты: мука пшеничная высшего сорта, изделия хлебобулочные, овес, гречка, рис, рожь, желток, дрожжи, бобовые, орехи, говядина и свинина.
ВИТАМИН В2, отвечающий за образование в крови гемоглобина, ускоряющий заживление ран, содержится в больших количествах в  следующих продуктах: дрожжи, злаковые, молоко, мясо, рыба, яйца свежие овощи. Важно знать, что щелочная среда данный витамин уничтожает. Также плохо на него влияют и ультрафиолетовые лучи, то есть солнце.

ВИТАМИН Е. Очень много данного витамина содержится в таких продуктах, как растительное масло, яичный желток, шиповник, зеленые листья растений. Разрушительно действует на него щелочная среда.

ТЕМА: «КРАСИВАЯ ОСАНКА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ!»


С приходом холодной и долгой зимы наши детки большую часть времени проводят в помещениях, где недостаточно места для веселой беготни и спортивных игр. Дети занимаются, рисуют, лепят, как правило, сидя. А ведь долгое и тем более неправильное сидение ребенка может привести к искривлению позвоночника. Чем же помочь ребенку?
Нужно следить, чтобы ребенок не горбился во время занятий и не сидел слишком долго. Побеседуйте с ребенком о том, для чего нужно учиться сидеть и стоять не сутулясь. Обратитесь к детскому анатомическому атласу и покажите ребенку на картинках, как устроен человеческий скелет, что происходит с позвоночником при искривлении, какие внутренние органы будут зажаты, если сутулиться. Не обойтись и без гимнастики. Если вы с ребенком заранее побеседовали о необходимости укреплять позвоночник, он уже не будет считать зарядку бесполезным занятием. Но чтобы ребенок в это время не заскучал, постарайтесь использовать простые игровые приемы. Упражнений, которые помогают улучшить осанку, очень много. Заранее подготовьте коврик, мяч, ленту, гимнастическую палку.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОСАНКИ

Прятки
Ребенок стоит, выпрямив спинку, ноги соединены вместе, руки – в «замочке» за шеей. Делаем полуприсед, округляем спинку и, опуская голову вниз и соединяя локоточки, немного наклоняемся вперед. А теперь медленно выпрямляем ножки, локти разворачиваем в стороны, стараясь соединить лопатки, а голову поднимаем вверх.

Каталки-прилипалки
Стоя спиной к стене, ребенок прижимает нижней частью спины мячик (средних размеров). Держа руки вдоль туловища, он медленно приседает и опять встает. При этом он как будто прилип к мячику, катает его по стенке вверх-вниз.

Перекати колбаску
Ребенок ложится на спину. Ножки прижаты друг к другу, руки вытянуты над головой, прижимают ушки. Начинаем перекатываться по коврику вправо, а потом влево. При этом он должен сохранить прямое положение тела.

Канатоходец
Ленту длиной 3-4 метра кладется на пол – это будет канат. А юный канатоходец должен встать на него, сомкнув за спиной руки «в замочек», и пройти, не потеряв равновесие. Спину и голову держим прямо, смотреть на ленточную дорожку можно только глазками.

Поглядим по сторонам
Сидя на коврике, ножки раздвинем пошире, а руки поднимем по сторонам. Спинку ребенок должен выпрямить и, не сутулясь, поворачиваться то вправо, то влево.

Самолетик
Ребенок стоит на носочках, спинку распрямил, руки вытянул в стороны, как крылья у самолетика. Начинает медленно вращаться в одну сторону, затем в обратную, старается сохранить равновесие. Это упражнение можно делать и с гимнастической палкой.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ ВЫ И ВАШ РЕБЕНОК!


ТЕМА: «Обморожение»


Чаще всего дети отмораживают пальцы рук и ног, уши, кончик носа.

Различают три степени обморожения:

Обморожение 1 степени бывают при кратковременном действии холода. После отогревания поражённые участки кожи краснеют и припухают, появляется небольшая боль, жжение. Через 2-3 дня краснота и отёк, проходят и на коже никаких следов обморожения не остаётся.
Обморожение 2 степени наступает при длительном  действии холода. Кожа при обморожении резко бледнеет. Позднее появляются пузыри.
Обморожение 3 степени и 4 степени возможно при длительном действии низких температур, при этом омертвевают не только мягкие ткани, но и кости, развивается гангрена. Характерно повышение температуры, общая интоксикация, беспокойное поведение и озноб.
Первая помощь при обморожении:  

Обмороженные руки или ноги отогревают в тёплой воде. Повреждённое место осторожно обнажают, погружают в тазик с водой 18-20º и проводят лёгкий массаж. Массировать начинают с пальцев вверх. Во время массажа надо заставлять ребёнка шевелить пальцами, чтобы быстрее восстановить кровообращение. При полном отогревании кожа становится ярко-розовой и появляется боль. Затем отмороженное место осторожно вытирают, протирают спиртом, накладывают сухую стерильную повязку и тепло укутывают.
При обморожении щёк и носа отогревают их прямо на улице, растирая поражённый участок круговыми движениями. Не следует обмороженное место растирать снегом, так как мелкие льдинки могут оцарапать кожу, кроме того можно занести инфекцию, тереть лучше мягкой шерстяной варежкой или рукой до полного восстановления кровообращения. При более тяжёлых формах срочная госпитализация в больницу.


БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОИХ ДЕТЕЙ!

«Профилактика плоскостопия»

Первое профилактическое обследование ребёнка начинают проводить только в 7 лет, при поступлении в школу, несмотря на то, что проблема стоп может проявиться и гораздо раньше. Большинство родителей не замечают этих изменений, не знают о последствиях, а соответственно и выполняется профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Что такое плоскостопие? Какие существуют симптомы, факторы приводящие к деформации стоп и как делать профилактические упражнения, чтобы предотвратить плоскостопие? Об этом я вам сейчас расскажу.
Плоскостопие – это одно из самых распространённых и тяжело излечимых заболеваний. Оно характеризуется изменением продольного, поперечного сводов из-за слабости связочного и мышечного аппаратов.
Стопа ребенка при этом заболевании деформируется. Её свод уплощается. Стопа принимает плоскую форму. В результате человек стоит, касаясь пола всей поверхностью.
ВИДЫ ПЛОСКОСТОПИЯ:

1.     ВРОЖДЕННОЕ (у детей до 1 года)

Врождённая патология может быть исправлена посредством вправления костей. В самых сложных случаях врачи могут рекомендовать оперативное вмешательство. Однако это случается крайне редко, так как наркоз и прочие медицинские препараты не рекомендуется применять для детей до года.

2.     ПРИОБРЕТЕННОЕ (у детей от 1 года и до 13 лет)
      травматическое;
       паралитическое;
       рахитическое;
       статическое.

Травматическая патология развивается из-за наличия механических повреждений костей (связок, мышц) случайного или намеренного характера. Для предотвращения развития патологии после заживления врачи изначально рекомендуют пройти лечебный массаж.
Паралитическая патология развивается из-за наличия ряда тяжёлых заболеваний, а именно: полиомиелит, инсульт, черепно-мозговая травма. Причиной заболевания такого вида является паралич мышечных тканей стопы.
Рахитическая патология образуется из-за перенесённого рахита, который спровоцировал отклонения в развитии естественного формирования костей.
Статическая патология является наиболее распространённым видом заболевания, которая развивается из-за слабости мышечной ткани, связок. Поэтому лечебный массаж является основой комплекса профилактических мер. Причины развития такой формы заболевания могут быть разные, а именно:
      Избыточный вес. Перекармливание ребёнка до года может стать одной из важных причин развития плоскостопия. Большая нагрузка на неокрепшие кости малыша приводит к деформации сводов.
      Наследственный фактор. Если один из родителей страдает плоскостопием, то вероятность формирования патологии у малыша возрастает в разы. Поэтому для исключения заболевания необходимо самостоятельно выполнять профилактические упражнения.
      Длительное пребывание в вертикальном положении.
      Физические нагрузки. Чрезмерные физические нагрузки в спортивных секциях могут привести к тонусу мышечных тканей, связок, а соответственно изменению формы свода стопы.
      Ношение неправильной обуви. Сегодня мало кто из родителей во время приобретения обуви обращает внимание на критерии выбора детской обуви, ошибочно полагая, что это не имеет значения. К примеру, выбирая обувь для малыша от года до 13 лет, необходимо обращать внимания на наличие определённых критерий.
      Недостаток движения. Отсутствие у малышей физической нагрузки, профилактических упражнений приводит к дегенерации мышц, связок. Из-за постоянного пребывания в «неправильной позе» у детей до 7 лет организм испытывает кислородное голодание, недостаток полезных веществ.
      Неправильная осанка. Мало кто из родителей до первого класса, то есть 6-7 лет следит за осанкой малышей. А вот и зря, потому что с 4 лет дети начинают писать, учиться читать, развиваться, готовиться к школе. В этом случае, рекомендации, которые могут дать ортопеды для родителей – это следить за осанкой, походкой.
Симптоматика проявления заболевания в большей степени зависит от причины развития заболевания, обстановки, способствующей прогрессированию.

СИМПТОМЫ ПЛОСКОСТОПИЯ:
              быстрая утомляемость при ходьбе;
              отеки в области стоп;
              ноющая боль в ногах;
              увеличенная широкая стопа;
              быстрый износ внутренних сторон каблуков и подошв;
              нарушение осанки;
              косолапость.
 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРИВОДЯЩИЕ
К ДЕФОРМАЦИИ СТОП:

    Ношение некачественной обуви (без супинатора, мягкой, с полностью плоской подошвой).
    Наследственность.
    Ведение малоподвижного образа жизни (дети больше увлекаются компьютером или планшетом, вместо того, чтобы участвовать в различных играх на улице).
    Большие нагрузки на ноги ребенка. Они могут возникнуть, например, при ожирении.
    Рахит. Развитие плоскостопия связано с хрупкостью костей, характерных для этого заболевания.
    Различные травмы стопы, в основном переломы.
    Паралич мышц. Патология развивается после полиомиелита.
К природным и оздоровительным методам профилактики плоскостопия специалисты относят:
    В летнее время можно совершать пешие прогулки и ходить без обуви, желательно выбирать для этого каменистую поверхность. На подошвенной поверхности стопы расположены все активные точки, поэтому такая ходьба не только формирует анатомические своды стопы, но способствует общему укреплению здоровья.
    Из спортивных видов можно заняться плаванием, особенно плавая в стиле кроль. Движения ног при этом стиле разрабатывают ротационные движения стопы. Если позволяют условия, а заболевание протекает в легкой форме, можно заняться лыжными видами спорта или фигурным катанием. Это позволит удерживать стопу в строго горизонтальном положении.
    Хороший эффект оказывает массаж от плоскостопия, который можно проводить и самим, используя простые техники. Для этого применяются поглаживание, разминание, растирание, сдавливание. Массаж тонизирует мышцы, связки и фасции, а их тонус, в свою очередь, приводит к коррекции стопы.
    Надо учить ребенка правильно ходить. Для этого в течение нескольких минут 6-7 раз в день просите его ходить, расправив плечи, подняв голову, а стопы при этом должны находиться строго горизонтально и параллельно друг к другу.
    Главным условием лечения является лечебная гимнастика при плоскостопии. Использовать для этого инструктора не нужно, так как приемы простые и легко дуплицируются даже детьми.
Также специалисты рекомендуют для профилактики плоскостопия выполнять следующее упражнения, несколько раз в неделю:


«Гусеница»
Сидя на полу с согнутыми коленями, сгибая пальцы ног, подтягиваем пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова расправляются и движения повторяются (имитируя движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжаются до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется двумя ногами одновременно.
«Кораблик»
Сидя на полу, с согнутыми коленями, и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно стараемся выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).
«Барабанщик»
Сидя на полу с согнутыми коленями, стучим по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
                                                        «Маляр»
Ребенок, сидя на полу с выгнутыми ногам и (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. Поглаживание выполняется 3-4 раза. Сначала одной, затем другой ногой.
«Сборщик»
Колени согнуты, собрать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает их из одной кучки в другую.
«Художник»
Сидя на полу, колени согнуты, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Сначала одной, затем другой ногой.

ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ ОБУВЬ
Сразу после того, как ребенок стал ходить своими ножками, родители должны подбирать ему удобную и качественную обувь, кроме того, не лишним будет приучить ребенка перед сном мыть ноги в прохладной или комнатной температуры воде.
Ортопедическая обувь абсолютно необходима для того, чтобы вылечить плоскостопие. Такая ортопедическая обувь корректирует существующие деформации, равномерно распределяет нагрузку на ступню, разгружая напряженные части, восполняет укорочение стопы, выполняет функции опоры при движении, маскирует внешнюю непривлекательность дефекта, особую роль здесь играет специализированная ортопедическая стелька.
Ортопедическая обувь бывает не только уличная, но и домашняя. Домашняя ортопедическая обувь – это чаще всего шлепанцы, тапочки, которые хорошо снимают приобретенную за день усталость, приятно массажируя подошвы ног, помогая вылечить ножки, избавить от неприятных постоянных болей.
Будьте здоровы вы и ваши дети!

«ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА»
          Обучив малыша простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ.
          Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке. На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.
          Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Правильное дыхание

         Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
         Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
         Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.
        Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.
         Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.
        Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.
         Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?» Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки.
          Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
         Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
         Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
          Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.
          Важно!!! Занимаясь дыхательной гимнастикой, нужно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
          Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
         Выполнять лучше до завтрака или после ужина. Итак, проветрите помещение и приступайте.



«ЧТОБЫ ЗУБКИ НЕ БОЛЕЛИ»

Ежедневная чистка зубов
Самое главное оружие против кариеса – это чистота. Чистить зубы обязательно дважды в день – утром и вечером. Прежде всего, научите ребенка совершать движения зубной щеткой от десны к краю зуба. Чтобы очистить жевательные поверхности боковых зубов, надо попросить ребенка широко открыть рот, поставить щеточку на поверхность, которой он жует, и перемещать ее от края челюсти к середине слева направо и справа налево. Ребенок быстро привыкает к этой процедуре, если выполняет ее вместе с Вами и если в нее вложены элементы игры. Поэтому репетируйте чистку зубов на игрушках, придумывайте сказки, герои которых всегда ухаживают за зубами. Поменяйтесь ролями с Вашим малышом: позвольте ему самому почистить Ваши зубы. К 3-м годам малыш должен самостоятельно чистить зубы после завтрака и перед сном. Особенно важно очищать зубы перед сном. Дело в том, слюна действует как буфер, значительно снижает кислотность в полости рта и способствует снижению кариеса. Ночью выделение слюны резко замедляется и защита зубов от бактериальной атаки падает. Но если даже ребенок в 2-3 года вполне самостоятельно справляется с чисткой зубов, он должен это делать под наблюдением взрослых. Обучая ребенка уходу за полостью рта, не забывайте, как важен личный пример родителей и близких людей.
Не оставляйте, пожалуйста, без внимания и дополнительные средства по уходу за зубами. Молочные зубки, особенно, в возрасте после 4 лет особенно уязвимы в отношении межзубного кариеса. В это время обычно промежутки между молочными молярами становятся меньше. Это является следствием прорезывающихся первых постоянных коренных зубов. Когда такая ситуация случается, для эффективной гигиены, необходимо очищать между зубами специальными нитями – флоссами хотя бы 1 раз в день.
         Жевать, чтобы не переживать?
Все чаще и чаще, глядя на рекламные ролики, возникает вопрос – а может ли жевательная резинка заменить чистку зубов? Ответ однозначный – нет. Дело в том, что жевательная резинка без сахара лишь стимулирует выделение слюны, которая как бы «смывает» остатки пищи и в некоторой степени нейтрализует агрессивность бактерий. Но слюна не может остановить их размножение – это может сделать только тщательная чистка зубов качественной зубной щеткой и пастой. Жевательная резинка не заменяет чистку зубов, а лишь дополняет ее. Использование жевательной резинки без сахара для детей рекомендовано с 5 лет, не более 1-2 раз в день после еды в течение 5-10 минут. Перед употреблением обязательно проконсультируйтесь с доктором.
         Регулярное посещение детского стоматолога
Для контроля гигиены полости рта, ранней диагностики заболеваний, а также мониторинга смены зубов и правильности формирования прикуса необходимо посещать детского стоматолога минимум дважды в год. Эти же периоды наиболее оптимальны для профессиональной чистки зубов и покрытия их защитными препаратами, снижающими риск кариеса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.