ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
«Закончи
слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с
мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу
мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и
сказать его конец (кош – ка, гла – за) .
«Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать
слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством
слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
«Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных
тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение.
Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение.
Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
«Где
звук? »
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении
гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Ход: Педагог предлагает детям
вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются
по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.
«Волшебные кубики»
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове,
производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и
зрительную память, а также зрительное восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани,
которых изображены знакомые детям предметы.
Ход: Ребенку предлагают собрать какое
– нибудь слово, например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов –
названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого
изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях
следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л],
[о], [н].
.
«ЛАСТОЧКИ И ЛЮДИ»
Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного
числа существительных.
Ласточки высоко летают и очень
внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.
У ласточек есть перья, а у людей нет
…. перьев.
У ласточек есть крылья, а у людей нет
….крыльев.
У ласточек есть лапы, а у людей нет ….
лап.
У ласточек есть клювы, а у людей нет
…. клювов.
У ласточек есть хвосты, а у людей нет
…. хвостов.
У ласточек есть птенцы, а у людей нет
…. птенцов.
У ласточек есть гнёзда, а у людей нет
….гнёзд.
«Веселый
поезд»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение
детей определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках
предметная картинка – билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку
предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в
нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек,
столько звуков).
«Найди
братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове,
различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные
картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду
должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков
слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б].
Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют
предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют
картинку под верхний ряд.
«Что
слышно?»
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.
Описание: Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что
происходит за дверью или ширмой.
Затем он просит рассказать, что они
слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее
определит источники звука.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый
внимательный.
Нужно в полной тишине в течение
некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать,
что происходит за дверью (ширмой). По
окончании данного времени (1—2 минуты)
необходимо назвать как можно больше
услышанных звуков.
Чтобы каждому была дана возможность
сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди.
Повторять звуки при назывании нельзя.
Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».
Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком.
Очередность в игре может быть
установлена с помощью считалки.
Предметы, которые могут быть
использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон,
детское пианино, емкости с водой для
ее переливания и создания звуков льющейся воды,
стеклянные предметы и молоточек для
стука по стеклу и т.д.
«Назови лишнее слово»
Цель: активизировать внимание;
развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения.
Взрослый называет слова и предлагает
ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово
«лишнее».
- «Лишнее» слово среди имен
существительных:
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос,
груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето.
- «Лишнее» слово среди имен
прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
глубокий, мелкий, высокий, светлый,
низкий.
- «Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал.
«Добавь слог»
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его
должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни –
га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.
«Скажи по-другому»
Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить
слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.
«Закончи предложение»
Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в
правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому
что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что
наступила…»
«Не ошибись»
Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они
делают в разное время суток.
Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А
дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда
это бывает.
К 11. «Летает – не летает».
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который
летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому
что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не
летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».
К 12. «Кто больше знает?».
Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.
Ход игры. Воспитатель, держа в руке стакан, спрашивает, для чего он может
быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выиграл.
«Найди предмет той же формы»
Цель: уточнить представление о форме предметов.
Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как
можно больше предметов такой же формы.
К 14. «Отгадайте, что за растение».
Цель: описать предмет и узнать его по описанию.
Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или
загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
«Придумай сам»
Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.
Ход игры. Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки.
Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший
предложение, получает фишку.
«Составь
рассказ»
Цель: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Ход игры
Дети учатся составлять рассказы о
профессиях.
Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит
людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло,
слушает, меряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, дети составляют по
картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.
«Пойми
меня»
Цель: развивать у детей умение составлять короткий рассказ по
картинке, используя разные характеристики предмета.
Материал: коробка с сюжетными картинками.
Ход игры
Педагог показывает детям красивую
коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней
приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто
умеет хранить секреты.
– Что это значит? (Это значит, не
рассказывать раньше времени).
Дальше педагог объясняет детям, что
когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя,
вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не
говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети
вытянут себе по одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнать,
кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что
показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже
называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям,
как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось педагог.
После этого дети рассказывают про свои
подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту
игру проводить сидя на ковре в кругу.
«Звуковые шапочки»
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять
прямые и обратные слоги.
Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе
шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и
цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции
педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание
жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и
цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук
остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».
«Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети,
сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и
назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец
(кош – ка, гла – за) . «Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом
отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За
правильный ответ ребенок получает фишку.
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление
падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет
или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем)
был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской
Корова – телёнком Велосипед – железом
Дуд – жёлудем Рубашка – тканью
Рыба – икринкой Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие
воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок,
поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня,
яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур,
нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом,
шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка,
проволока…)
«Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления
притяжательных прилагательных.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а
ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
«Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, их последовательности и основным
признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных
сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с
зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние
явления и называет их.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Рассказ
«Песня-песенка»
Цель. Развивать речевой
слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания
по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.
Подготовительная работа.
Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя,
лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были
звукоподражания, которые в нем даны.
Запела девочка песенку.
Пела-пела и допела.
- Теперь ты, петушок,
пой!
- Ку-ка-ре-ку! - пропел
петушок.
- Ты спой, Мурка!
- Мяу, мяу, - спела
кошка.
- Твоя очередь, уточка!
- Кря-кря-кря, - затянула
утка.
- И ты. Мишка!
- Ряв-ряв-р-я-яв! -
зарычал медведь.
- Ты, лягушка, спой!
- Ква-ква-квак-к-к! -
проквакала квакушка.
- А ты, кукла, что
споешь?
- Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма!
Складная песенка!
Методические указания.
Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей;
звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на
вопросы по рассказу.
Стихотворение А. Барто
«Кто как кричит?»
Цель. Добиваться
правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие
способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.
Подготовительная работа.
Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать
вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали
звукоподражания.
Ку-ка-ре-ку! Кур
стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-муррр! Пугаю
кур.
Ам-ам! Кто там?
Кря-кря-кря! Завтра
дождь с утра!
Му-му-у! Молока
кому?
Методические указания.
Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям
соответствующие игрушки.
Сказка «Поспешили -
насмешили»
Цель. Развивать речевой
слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию.
Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие
речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе
дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся,
корову. Продумать вопросы по тексту сказки.
Описание:
Прискакала лягушка к
медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!»
Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка
пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял.
Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му -
мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал:
«Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали
бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите,
пожалуйста!»
Методические указания.
Следует сопровождать рассказывание сказки показом ее персонажей на
фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.