Развиваем познавательные процессы

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

«Моя любовь — Россия»

 

Цель. Закреплять у детей представление о России, как о родной стране. Воспитывать интерес к флоре растительному и животному миру, декоративно-прикладному искусству, фольклору России. Развивать связную речь, внимание.

Дидактический материал.

Игральная таблица, игральный кубик, разноцветные жетоны для оценки знаний, соответствующие баллам от 1 до 5, призы.

Игровые правила.

В игре могут участвовать от 2 до 10 игроков. Заранее оговаривается, сколько кругов им нужно будет пройти. Игроки по очереди кидают и передвигают кубик. Каждая тема обозначена на игральной таблице значком. Попав на определённый квадрат, игрок по условному знаку определяет тематику задания и выполняет его (отгадывает загадку, которую загадывает ведущий, отвечает на вопросы и т.п.). Ответы оцениваются жетонами – один правильный ответ – один жетон. Выигрывает тот, кто получил наибольшее количество жетонов.

 

«Календарь листай – праздники запоминай!»

 

Цель. Совершенствовать представления детей о календарно-обрядовых праздниках на Руси, об обычаях и атрибутике праздников. Развивать познавательный интерес к истории и традициям своего народа.

Дидактический материал.

Календарь с отражением народных праздников (Новый год, Колядки, Рождество, Масленица, Пасха, Святой Валентин (Святой Трифон), Благовещенье (праздник птиц), Иван Купала, атрибуты к этим праздникам (плоскостные мелкие картинки).

Игровые правила.

Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

           Ход игры.

Детям предлагается разместить атрибуты к праздникам на календаре, вставляя их в окошечко. Обосновать свой выбор.

Вопрос – помощник:

— Выберите из всех картинок тот предмет, который, по – вашему, относится к тому или иному празднику.

                                                                         

                                                 «Узнай флаг»

 

 Цель: воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию, познакомить детей с гербом, флагом, гимном страны, развивать интерес к историческому прошлому России, воспитывать любовь к Родине.

Ход игры:

Ребята на  магнитной доске перед вами  крупные изображения флагов разных стран (около 10). Вам нужно  найти российский флаг и назвать местоположение на магнитной доске. .Закройте глаза, в это время я поменяю  расположение флага РФ. Открыв глаза, вы  снова пытаетесь найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.

 

                           

«Четвертый лишний»

Цель: развивать логическое мышление, внимание.

 Ход игры.

Воспитатель показывает карточку с изображением детей в разных национальных костюмах (в том числе и зарубежных), дети должны посмотреть и сказать, кто здесь лишний.

                                                   

                                           « Красивый ландшафт»


Цель: Формирование представлений о ландшафтном дизайне.
Игра основана на пособии «Круги Луллия»: 4 круга разного размера разделенных на  6 секторов
Описание игры:
1 круг-название ландшафтного архитектурного объекта (сквер, парк, детская игровая
площадка, спортивная площадка)
2,3,4 круги - элементы ландшафтного дизайна (цветочная клумба, фонтан, водоем,
скамейка, скульптурные объекты, спортивные сооружения, памятники)
Поворачивая круги, дети получают набор элементов, из которых проектируют
ландшафтный объект.

 

                                                        «Придумай дом»


Цель: развитие навыков мысленного конструирования.
Игра основана на пособии «Круги Луллия»: 4 круга разного размера разделенных на  6 секторов
1 кольцо- вид постройки,
2-кольцо - эстетическое решение, архитектурный стиль,
3 кольцо- форма,
4- материал.
Поворачивая круги, дети выбирают случайное сочетание показателей и проектируют
строение, наделяя его фантастическими характеристиками.

 

«Я и моя семья»

Цель. Закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней; умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.

Дидактический материал.

Семейные фотографии воспитанников, большие карточки с изображением членов семьи, схематичное изображение людей (дедушка, бабушка, мама, папа, брат, сестра), карточка со списком родственников, плоскостные многоэтажные домики, маленькие карточки с предметами.

Игровые правила.

Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

             Ход игры.

Воспитатель показывает фотографию и спрашивает: «Чья это семья?». Ребёнок, который определил свою семью, выходит и с помощью вопросов взрослого, рассказывает о своей семье.

Вопросы – помощники:

— Он (она, они) какой (какая, какие)?

— Кто самый младший (старший) в твоей семье?

— Что вы делаете все вместе?

— Как ласково называет тебя мама? И т.д.

 

«Сравни - кто старше? Кто младше?»

 

Цель: воспитывать уважение к старшим членам семьи.

Педагог предлагает ответить на вопрос

Кто старше, а кто младше?

Мама-бабушка

Дедушка-внук

Бабушка-внучка

Брат-сестрёнка

                                                                             

«А ты мне кто?»

 

Цель: закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи.

Дети становятся в круг, ведущий подходит к любому ребенку и спрашивает: 

«Я – мама, а ты мне кто?» (дочка, сын) Кто ответил, становиться ведущим и задает вопрос.

                                                                          

« Мамины помощники»

 

Цель: Формирование у детей правильного представления о семье.

Воспитатель (одевает фартук). В доме есть друзья помощники. А вот как они помогают по хозяйству, и как ими пользоваться нам сейчас покажут дети.

Детям поочерёдно показывают картинки:

мыло – « дети стирают платочки»

веник – «дети подметают»

пылесос –« дети пылесосят»

нож- « дети чистят картошку»

утюг – « дети гладят бельё»

….

«Назови мамину профессию»

 

Цель: Уточнить представления детей о труде матери, опираясь на «модели труда». Научить понимать назначение и функции профессиональной деятельности мамы.

Ход: Воспитатель предлагает два набора картинок. Первый с профессиями, второй с оборудованием и принадлежностями для представителей разных профессий. Предлагает выбрать картинки с изображением маминой профессии и необходимыми предметами и оборудованием.

 

«Что кому»

 

Дидактическая задача: Учить соотносить   орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей  разных профессий в творческих играх.

Игровое правило: Называть профессию в соответствии  с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

Ход игры: На столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки.

Ребенок  берет предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы (молоток- он нужен столяру, плотнику).

Если     есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти.

Усложнение: Дети делятся на команды: одна называет орудия труда, а другая – профессии

«Где это можно купить»

 

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том,  что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных; учит детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать  родителям, делать несложные покупки.

Игровое правило:  Соотносить предметы с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по принципу лото

Ход игры:  Детям раздают маленькие   картинки,  каждый ребенок говорит, где в каком магазине это можно купить. Положить карточку на большую карту (магазин)

«Узнай по описанию»

 

Дидактическая задача: Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Игровое правило:  Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.

Ход игры:  Воспитатель рассказывает:

- Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке круглое, гладкое, зеленое, а с одной стороны бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла как называется» - подумала Наташа. Дети , кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать)

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

«Назови,  одним словом»

 

Дидактическая задача : Упражнять детей в классификации предметов

Игровое правило: Назвать три предмета одним словом, кто ошибается, платит фант.

Ход игры:  Воспитатель  объясняет правила игры:

- Я назову  слова, а вы назовите все одним словом:

·         стол, стул, диван, кровать – мебель

·         ложка, кастрюля, тарелка – посуда

·         автобус, маршрутное такси, грузовой автомобиль – транспорт

·         малина, клубника, черника- ягоды

роза, ромашка, василек – цветы

«Что было, если бы…?»

 

Дидактическая задача:   Обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины», служат человеку. Человек должен бережно относиться к ним, как к друзьям и помощникам.

Игровое правило:  Слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.

Ход игры:  Воспитатель предлагает  послушать отрывок стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе»

- Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры?

(не заботилась о вещах, не ухаживала за ними).

- А теперь давайте  поиграем  в игру. Будем загадывать загадки об отношении к вещам. Начну я. «Что было бы, если бы дети все  игрушки раскидали, разломали?

- А что было ба, если бы дети берегли игрушки, обращались бы с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали их после игры по своим местам? (ботинки не убрали на место, поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер)

Дети сами придумывают загадки.

 

"Раньше - позже"

 

 Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение  замечать непоследовательность в суждениях

 Игровое правило: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия).

Ход игры

В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

В: Вы подошли к перекрестку. Что будете делать дальше, чтобы перейти дорогу?

В: Вы сегодня живете в большом многоэтажном доме. Что было раньше? Всегда ли был здесь этот дом?

В: Какая часть суток сейчас?

В: А что было раньше?

В: А раньше?

В: А еще раньше?

В: Какой сегодня день недели?

В: А какой день недели был вчера?

В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?…

 

«Из чего сделано?»

 

Дидактическая задача:  Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровое правило: Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Ход игры: Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов; вспомнить какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.

Правила игры: Нужно на ощупь, узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем.

Усложнение: Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и положить их на поднос, который сделан из того же материала.

 

«Что кому»

 

Дидактическая задача: Учить соотносить   орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей  разных профессий в творческих играх.

Игровое правило: Называть профессию в соответствии  с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

Ход игры: На столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки.

Ребенок  берет предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы (молоток- он нужен столяру, плотнику).

Если     есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти.

Усложнение: Дети делятся на команды: одна называет орудия труда, а другая – профессии.

 

«Где это можно купить»

 

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том,  что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных; учит детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать  родителям, делать несложные покупки.

Игровое правило:  Соотносить предметы с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по принципу лото

Ход игры:  Детям раздают маленькие   картинки,  каждый ребенок говорит, где в каком магазине это можно купить. Положить карточку на большую карту (магазин)

 

«Узнай по описанию»

 

Дидактическая задача: Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Игровое правило:  Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.

Ход игры:  Воспитатель рассказывает:

- Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке круглое, гладкое, зеленое, а с одной стороны бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла как называется» - подумала Наташа. Дети , кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать)

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

 

«Назови,  одним словом»

 

Дидактическая задача : Упражнять детей в классификации предметов

Игровое правило: Назвать три предмета одним словом, кто ошибается, платит фант.

Ход игры:  Воспитатель  объясняет правила игры:

- Я назову  слова, а вы назовите все одним словом:

·         стол, стул, диван, кровать – мебель

·         ложка, кастрюля, тарелка – посуда

·         автобус, маршрутное такси, грузовой автомобиль – транспорт

·         малина, клубника, черника- ягоды

роза, ромашка, василек – цветы

 

 

 

«Из чего сделано?»

 

Дидактическая задача:  Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровое правило: Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Ход игры: Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов; вспомнить какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.

Правила игры: Нужно на ощупь, узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем.

Усложнение: Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и положить их на поднос, который сделан из того же материала.

 

 «Что было, если бы…?»

 

Дидактическая задача:   Обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины», служат человеку. Человек должен бережно относиться к ним, как к друзьям и помощникам.

Игровое правило:  Слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.

Ход игры:  Воспитатель предлагает  послушать отрывок стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе»

- Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры?

(не заботилась о вещах, не ухаживала за ними).

- А теперь давайте  поиграем  в игру. Будем загадывать загадки об отношении к вещам. Начну я. «Что было бы, если бы дети все  игрушки раскидали, разломали?

- А что было ба, если бы дети берегли игрушки, обращались бы с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали их после игры по своим местам? (ботинки не убрали на место, поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер)

Дети сами придумывают загадки.

"Раньше - позже"

 

 Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение  замечать непоследовательность в суждениях

 Игровое правило: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия).

Ход игры

В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

В: Вы подошли к перекрестку. Что будете делать дальше, чтобы перейти дорогу?

В: Вы сегодня живете в большом многоэтажном доме. Что было раньше? Всегда ли был здесь этот дом?

В: Какая часть суток сейчас?

В: А что было раньше?

В: А раньше?

В: А еще раньше?

В: Какой сегодня день недели?

В: А какой день недели был вчера?

В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?...



Дидактические игры, направленные на развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности.

 

Собери в корзину

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, сравнение двух групп предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний.

Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?

 

Покажи столько же

Цельсоздание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками.

Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов.

Ход игры: педагог показывает детям карточки с цифрами, а дети находят у себя карточки с таким же количеством предметов, затем объясняют свой выбор.

 

 

 

Выставка игрушек

Цельсоздание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, сопоставление определенного количества предметов с цифрами, составление числа из единиц и их двух меньших.

Материал: цифры, изображения предметов в разном количестве (грибы, бабочки, яблоки, клубника, листики).

Ход игры: ведущий приглашает детей на выставку игрушек, обращает их внимание на цифры, которые расположены на полках. К этим цифрам надо расставить определенное количество игрушек. Затем дети объясняют правильность своих действий. Предлагаем детям составить числа 4, 5 из разных игрушек. При этом уточняем, их скольких единиц состоит определенное число. На другие полки дети расставляют по два вида игрушек так, чтобы всего на полке стояло 3 (4, 5) игрушек. Уточняем, как дети составили числа их двух меньших.

 

Кто больше запомнит

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности ,закрепление у детей умения зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развитие зрительного внимания, памяти.

Ход игры: В игре принимают участие несколько детей. Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.

 

 

 

 

Рыбки

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10 и учить различать вопросы: «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них.

Материал: картинки с цифрами и рыбками.

Ход игры: Сравни количество рыбок, различающихся по цвету туловища, по размеру, по цвету хвоста и плавников, по форме, по направлению движения. Состав числа 10, из каких чисел можно составить?

 

Скажи правильно

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, умение различать вопросы «Сколько?», «Который?»,«Какой?» и правильно отвечать на них.

Материал: коробка, цифры

Ход игры: Откройте коробки и выложите числовой ряд от 1 до 10 слева направо. Все приготовились, начали работать: покажите число больше 5 на 1 (6);маленькое число (1);число, которое меньше 7 на 1 (6);число, обозначающее день недели - вторник (2);число, последующее числа 4(5).

 

Палочки Кьюзенера «Пассажиры и поезд»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности. Закрепление у детей умения находить следующее, предыдущее число для каждого числа от 0 до 9. Развитие у детей операции сравнения, анализа, синтеза, смыслового соотношения для развития мыслительной деятельности. Развитие внимания. Развитие представлений о числе, основы счёта, умение измерять предметы, запоминание состава числа, понимание сущности арифметических действий.

Материал: палочки Кьюзенера

Ход игры: воспитатель предлагает детям построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из палочек розового, голубого, красного и желтого цвета. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка – это одно место. Белая палочка выступает условной мере. В ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число. Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек. Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой. Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый – не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде?

 

Красивый узор

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату - ритмичному чередованию величин.

Материал: полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др.); подносики, наборное полотно.

Ход игры: педагог раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносы с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д.) затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.

 

Сложи фигуру

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, умение составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

Материал: фланелеграф. Модели геометрических фигур.

Ход игры: воспитатель помещает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают из какого количества они составили фигуру.

 

Где фигура?

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Ход игры: воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

 

 

 





ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ПОИГРАТЬ С ДЕТЬМИ С СЛЕДУЮЩИЕ ИГРЫ.


 
Игры на развитие ощущений.

«Найди на ощупь»

Цель игры: сопоставление результатов зрительного и осязательного обследования формы предметов.
Оборудование: набор мелких игрушек, коробка с игрушками (у взрослого, мешочек.)
Ход игры: Ребенок кладет в руку с мешочком, затянутым на запястье, на стол. Взрослый по одному предмету ставит на стол. Ребенок, используя зрительный образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. В случае ошибочного выбора предмета ребенку предлагается рассмотреть предмет и дать его словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь другой предмет.

«Широкая лестница»

Цель игры: расположение элементов в зависимости от толщины, соблюдая постепенность изменений.
Оборудование: 10 брусков разных по толщине.
Ход игры: Взрослый предлагает детям построить широкую лестницу с одинаковыми ступеньками. После выполнения задания дети играют с куклой. Затем взрослый вместе с детьми разбирает лестницу, обращая внимание на то, что 1-ый брусок самый тонкий, 2-ой толще и т. д., а последний самый толстый. В случае затруднения дети могут использовать мерку.

«Найди пару»

Цель игры: визуальное знакомство с основными и дополнительными цветами.
Оборудование: два красных, два синих, два желтых кружка (1 на панели и 1 отдельно).
Ход игры: Взрослый выставляет цветные кружочки на панели в произвольном порядке и говорит ребенку: «Я хочу подобрать одинаковые цвета». Затем берет любую отдельную деревянную табличку и подбирает к ней пару на панели. Таблички кладутся рядом. Также выкладывается вторая пара и т. д. Далее таблички перемешиваются, и ребенок подбирает пары самостоятельно.

Игры на развитие памяти.

«Запомни своё место»

Цель: Развивать моторно-слуховую память.
Ход игры: Дети стоят или в разных углах комнаты. Каждый должен запомнить своё место. Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.

 «Художник»

Цель: Развивать внимание и память.
Ход игры: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.

Упражнение на развитие мышления

Игра на развитие мышления

«Куда уместится кошка?»

Оборудование: карандаши, бумага.
Цель: Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.
Ход игры: Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т. п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.


Игры для развитие речи.

«Что за предмет?»

Оборудование: мешок с игрушками.
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход игры: Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает взрослый: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.»

«Угадай игрушку»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход игры: На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Взрослый  сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
Кто больше увидит и назовёт


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.