ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
«Моя любовь — Россия»
Цель. Закреплять у детей представление о России, как о родной стране.
Воспитывать интерес к флоре растительному и животному миру,
декоративно-прикладному искусству, фольклору России. Развивать связную речь,
внимание.
Дидактический материал.
Игральная таблица, игральный кубик, разноцветные жетоны для оценки знаний,
соответствующие баллам от 1 до 5, призы.
Игровые правила.
В игре могут участвовать от 2 до 10 игроков. Заранее оговаривается, сколько
кругов им нужно будет пройти. Игроки по очереди кидают и передвигают кубик.
Каждая тема обозначена на игральной таблице значком. Попав на определённый
квадрат, игрок по условному знаку определяет тематику задания и выполняет его
(отгадывает загадку, которую загадывает ведущий, отвечает на вопросы и т.п.).
Ответы оцениваются жетонами – один правильный ответ – один жетон. Выигрывает
тот, кто получил наибольшее количество жетонов.
«Календарь листай –
праздники запоминай!»
Цель. Совершенствовать представления детей о календарно-обрядовых праздниках на
Руси, об обычаях и атрибутике праздников. Развивать познавательный интерес к
истории и традициям своего народа.
Дидактический материал.
Календарь с отражением народных праздников (Новый год, Колядки, Рождество,
Масленица, Пасха, Святой Валентин (Святой Трифон), Благовещенье (праздник
птиц), Иван Купала, атрибуты к этим праздникам (плоскостные мелкие картинки).
Игровые правила.
Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские
отношения.
Ход игры.
Детям предлагается разместить атрибуты к праздникам на календаре, вставляя
их в окошечко. Обосновать свой выбор.
Вопрос – помощник:
— Выберите из всех картинок тот предмет, который, по – вашему, относится к
тому или иному празднику.
«Узнай флаг»
Цель: воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну
Россию, познакомить детей с гербом, флагом, гимном страны, развивать интерес к
историческому прошлому России, воспитывать любовь к Родине.
Ход игры:
Ребята на магнитной доске перед вами крупные изображения флагов
разных стран (около 10). Вам нужно найти российский флаг и назвать
местоположение на магнитной доске. .Закройте глаза, в это время я поменяю
расположение флага РФ. Открыв глаза, вы снова пытаетесь найти наш
флаг среди других и назвать его местоположение.
«Четвертый лишний»
Цель: развивать логическое мышление, внимание.
Ход игры.
Воспитатель показывает карточку с изображением детей в разных национальных
костюмах (в том числе и зарубежных), дети должны посмотреть и сказать, кто
здесь лишний.
« Красивый ландшафт»
Цель: Формирование представлений о ландшафтном дизайне.
Игра основана на пособии «Круги Луллия»: 4 круга разного размера разделенных
на 6 секторов
Описание игры:
1 круг-название ландшафтного архитектурного объекта (сквер, парк, детская
игровая
площадка, спортивная площадка)
2,3,4 круги - элементы ландшафтного дизайна (цветочная клумба, фонтан, водоем,
скамейка, скульптурные объекты, спортивные сооружения, памятники)
Поворачивая круги, дети получают набор элементов, из которых проектируют
ландшафтный объект.
«Придумай дом»
Цель: развитие навыков мысленного конструирования.
Игра основана на пособии «Круги Луллия»: 4 круга разного размера разделенных
на 6 секторов
1 кольцо- вид постройки,
2-кольцо - эстетическое решение, архитектурный стиль,
3 кольцо- форма,
4- материал.
Поворачивая круги, дети выбирают случайное сочетание показателей и проектируют
строение, наделяя его фантастическими характеристиками.
«Я и моя семья»
Цель. Закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней;
умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь дошкольников.
Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.
Дидактический материал.
Семейные фотографии воспитанников, большие карточки с изображением членов
семьи, схематичное изображение людей (дедушка, бабушка, мама, папа, брат,
сестра), карточка со списком родственников, плоскостные многоэтажные домики,
маленькие карточки с предметами.
Игровые правила.
Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские
отношения.
Ход игры.
Воспитатель показывает фотографию и спрашивает: «Чья это семья?». Ребёнок,
который определил свою семью, выходит и с помощью вопросов взрослого, рассказывает
о своей семье.
Вопросы – помощники:
— Он (она, они) какой (какая, какие)?
— Кто самый младший (старший) в твоей семье?
— Что вы делаете все вместе?
— Как ласково называет тебя мама? И т.д.
«Сравни -
кто старше? Кто младше?»
Цель: воспитывать уважение к старшим членам семьи.
Педагог предлагает ответить на вопрос
Кто старше, а кто младше?
Мама-бабушка
Дедушка-внук
Бабушка-внучка
Брат-сестрёнка
«А ты мне кто?»
Цель: закрепить умение определять наименование родственных отношений между
близкими членами семьи.
Дети становятся в круг, ведущий подходит к любому ребенку и
спрашивает:
«Я – мама, а ты мне кто?» (дочка, сын) Кто ответил,
становиться ведущим и задает вопрос.
« Мамины помощники»
Цель: Формирование у детей правильного представления о семье.
Воспитатель (одевает фартук). В доме есть друзья помощники. А вот как они
помогают по хозяйству, и как ими пользоваться нам сейчас покажут дети.
Детям поочерёдно показывают картинки:
мыло – « дети стирают платочки»
веник – «дети подметают»
пылесос –« дети пылесосят»
нож- « дети чистят картошку»
утюг – « дети гладят бельё»
….
«Назови мамину
профессию»
Цель: Уточнить представления детей о труде матери, опираясь на «модели
труда». Научить понимать назначение и функции профессиональной деятельности
мамы.
Ход: Воспитатель предлагает два набора картинок. Первый с профессиями,
второй с оборудованием и принадлежностями для представителей разных профессий.
Предлагает выбрать картинки с изображением маминой профессии и необходимыми
предметами и оборудованием.
«Что кому»
Дидактическая задача: Учить соотносить
орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых,
желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в
творческих играх.
Игровое правило: Называть профессию в
соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.
Ход игры: На столе приготовлены
предметы для труда людей разных профессий - игрушки.
Ребенок берет
предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы
(молоток- он нужен столяру, плотнику).
Если
есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель
предлагает детям их найти.
Усложнение: Дети делятся на команды: одна называет орудия труда, а другая – профессии
«Где это можно купить»
Дидактическая задача: Закреплять знания
детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых,
промтоварных, книжных; учит детей различать магазины по их назначению,
ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать
родителям, делать несложные покупки.
Игровое правило: Соотносить
предметы с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по
принципу лото
Ход игры: Детям раздают маленькие картинки, каждый ребенок
говорит, где в каком магазине это можно купить. Положить карточку на большую
карту (магазин)
«Узнай по описанию»
Дидактическая
задача: Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов,
которые ребенок в данный момент не видит.
Игровое правило:
Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.
Ход игры: Воспитатель
рассказывает:
- Прислала бабушка
Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке круглое, гладкое, зеленое, а
с одной стороны бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве.
«Забыла как называется» - подумала Наташа. Дети , кто поможет ей вспомнить, как
называется то, что ей бабушка прислала? (стрелочкой указывает на того, кто
будет отвечать)
Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о
разных предметах и явлениях.
«Назови, одним словом»
Дидактическая задача
: Упражнять детей в классификации предметов
Игровое правило: Назвать три предмета
одним словом, кто ошибается, платит фант.
Ход игры: Воспитатель
объясняет правила игры:
- Я назову
слова, а вы назовите все одним словом:
·
стол, стул, диван, кровать – мебель
·
ложка, кастрюля, тарелка – посуда
·
автобус, маршрутное такси, грузовой автомобиль – транспорт
·
малина, клубника, черника- ягоды
роза, ромашка, василек – цветы
«Что было, если бы…?»
Дидактическая задача:
Обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины», служат человеку.
Человек должен бережно относиться к ним, как к друзьям и помощникам.
Игровое правило:
Слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.
Ход игры: Воспитатель предлагает
послушать отрывок стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе»
- Почему все вещи
убежали, ускакали от Федоры?
(не заботилась о
вещах, не ухаживала за ними).
- А теперь давайте
поиграем в игру. Будем загадывать загадки об отношении к вещам.
Начну я. «Что было бы, если бы дети все игрушки раскидали, разломали?
- А что было ба, если
бы дети берегли игрушки, обращались бы с ними хорошо, не разбрасывали по углам,
а убирали их после игры по своим местам? (ботинки не убрали на место,
поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер)
Дети сами придумывают загадки.
"Раньше - позже"
Дидактическая
задача: Развивать логическое мышление, умение замечать
непоследовательность в суждениях
Игровое
правило: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было
до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование
действия).
Ход игры
В: Мы сейчас с вами на
прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?
В: Мы пришли с
прогулки. Что будет дальше?
В: Вы подошли к
перекрестку. Что будете делать дальше, чтобы перейти дорогу?
В: Вы сегодня живете в
большом многоэтажном доме. Что было раньше? Всегда ли был здесь этот дом?
В: Какая часть суток
сейчас?
В: А что было раньше?
В: А раньше?
В: А еще раньше?
В: Какой сегодня день
недели?
В: А какой день недели
был вчера?
В: Какой день недели
будет завтра? А послезавтра?…
«Из чего сделано?»
Дидактическая задача: Учить детей
группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина,
стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать
наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.
Игровое правило: Класть предметы
можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.
Ход игры: Воспитатель
проводит короткую беседу до начала игры, уточняет знания детей о том, что все
предметы сделаны из разных материалов; вспомнить какие они знают материалы, а
также сделанные из них вещи.
Правила игры: Нужно на ощупь,
узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем.
Усложнение: Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и
положить их на поднос, который сделан из того же материала.
«Что кому»
Дидактическая задача: Учить соотносить
орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых,
желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в
творческих играх.
Игровое правило: Называть профессию в
соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.
Ход игры: На столе приготовлены
предметы для труда людей разных профессий - игрушки.
Ребенок берет
предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы
(молоток- он нужен столяру, плотнику).
Если
есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель
предлагает детям их найти.
Усложнение: Дети делятся на команды: одна называет орудия труда, а другая – профессии.
«Где это можно купить»
Дидактическая задача: Закреплять знания
детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах:
продуктовых, промтоварных, книжных; учит детей различать магазины по их
назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание
помогать родителям, делать несложные покупки.
Игровое правило: Соотносить
предметы с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по
принципу лото
Ход игры: Детям раздают маленькие картинки, каждый ребенок
говорит, где в каком магазине это можно купить. Положить карточку на большую
карту (магазин)
«Узнай по описанию»
Дидактическая
задача: Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов,
которые ребенок в данный момент не видит.
Игровое правило:
Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.
Ход игры: Воспитатель
рассказывает:
- Прислала бабушка
Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке круглое, гладкое, зеленое, а
с одной стороны бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве.
«Забыла как называется» - подумала Наташа. Дети , кто поможет ей вспомнить, как
называется то, что ей бабушка прислала? (стрелочкой указывает на того, кто
будет отвечать)
Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о
разных предметах и явлениях.
«Назови, одним словом»
Дидактическая задача
: Упражнять детей в классификации предметов
Игровое правило: Назвать три предмета
одним словом, кто ошибается, платит фант.
Ход игры: Воспитатель
объясняет правила игры:
- Я назову
слова, а вы назовите все одним словом:
·
стол, стул, диван, кровать – мебель
·
ложка, кастрюля, тарелка – посуда
·
автобус, маршрутное такси, грузовой автомобиль – транспорт
·
малина, клубника, черника- ягоды
роза, ромашка, василек – цветы
«Из чего сделано?»
Дидактическая задача: Учить детей группировать
предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево,
пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность,
внимание, умение четко выполнять правила игры.
Игровое правило: Класть предметы
можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.
Ход игры: Воспитатель
проводит короткую беседу до начала игры, уточняет знания детей о том, что все
предметы сделаны из разных материалов; вспомнить какие они знают материалы, а
также сделанные из них вещи.
Правила игры: Нужно на ощупь,
узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем.
Усложнение: Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и
положить их на поднос, который сделан из того же материала.
«Что
было, если бы…?»
Дидактическая задача:
Обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины», служат человеку.
Человек должен бережно относиться к ним, как к друзьям и помощникам.
Игровое правило:
Слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.
Ход игры: Воспитатель предлагает
послушать отрывок стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе»
- Почему все вещи
убежали, ускакали от Федоры?
(не заботилась о
вещах, не ухаживала за ними).
- А теперь давайте
поиграем в игру. Будем загадывать загадки об отношении к вещам. Начну
я. «Что было бы, если бы дети все игрушки раскидали, разломали?
- А что было ба, если
бы дети берегли игрушки, обращались бы с ними хорошо, не разбрасывали по углам,
а убирали их после игры по своим местам? (ботинки не убрали на место,
поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер)
Дети сами придумывают загадки.
"Раньше - позже"
Дидактическая
задача: Развивать логическое мышление, умение замечать
непоследовательность в суждениях
Игровое
правило: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было
до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование
действия).
Ход игры
В: Мы сейчас с вами на
прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?
В: Мы пришли с прогулки.
Что будет дальше?
В: Вы подошли к
перекрестку. Что будете делать дальше, чтобы перейти дорогу?
В: Вы сегодня живете в
большом многоэтажном доме. Что было раньше? Всегда ли был здесь этот дом?
В: Какая часть суток
сейчас?
В: А что было раньше?
В: А раньше?
В: А еще раньше?
В: Какой сегодня день
недели?
В: А какой день недели
был вчера?
В: Какой день недели
будет завтра? А послезавтра?...
Дидактические
игры, направленные на развитие любознательности, познавательного интереса и
познавательной потребности.
Собери в
корзину
Цель: создание условий, способствующих
развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного
интереса, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, сравнение двух групп предметов, добавляя
к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний.
Материал: плоскостные изображения овощей и
фруктов, корзины.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину.
Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего
больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать,
чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось
3 помидора? Как получилось число 3?
Покажи
столько же
Цель: создание условий, способствующих развитию у
детей познавательной активности, любознательности, познавательного
интереса, продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с
кружками.
Материал: цифры, карточки с разным количеством
предметов.
Ход игры: педагог показывает детям карточки с
цифрами, а дети находят у себя карточки с таким же количеством предметов, затем
объясняют свой выбор.
Выставка
игрушек
Цель: создание условий, способствующих развитию у
детей познавательной активности, любознательности, познавательного
интереса, сопоставление определенного количества предметов с цифрами,
составление числа из единиц и их двух меньших.
Материал: цифры, изображения предметов в разном
количестве (грибы, бабочки, яблоки, клубника, листики).
Ход игры: ведущий приглашает детей на выставку
игрушек, обращает их внимание на цифры, которые расположены на полках. К этим
цифрам надо расставить определенное количество игрушек. Затем дети объясняют
правильность своих действий. Предлагаем детям составить числа 4, 5 из разных
игрушек. При этом уточняем, их скольких единиц состоит определенное число. На
другие полки дети расставляют по два вида игрушек так, чтобы всего на полке
стояло 3 (4, 5) игрушек. Уточняем, как дети составили числа их двух меньших.
Кто больше
запомнит
Цель: создание условий, способствующих
развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной
потребности ,закрепление
у детей умения зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму,
величину предметов, развитие зрительного внимания, памяти.
Ход игры: В игре принимают участие несколько
детей. Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно
больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один
ребенок начинает называть, а другой дополняет.
Рыбки
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей
познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, ознакомление
с порядковым счетом в пределах 10 и учить различать вопросы: «Сколько?»,
«Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них.
Материал: картинки с цифрами и рыбками.
Ход игры: Сравни количество рыбок,
различающихся по цвету туловища, по размеру, по цвету хвоста и плавников, по
форме, по направлению движения. Состав числа 10, из каких чисел можно
составить?
Скажи
правильно
Цель: создание условий, способствующих
развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной
потребности, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, умение различать
вопросы «Сколько?», «Который?»,«Какой?» и правильно отвечать на них.
Материал: коробка, цифры
Ход игры: Откройте коробки и выложите числовой ряд
от 1 до 10 слева направо. Все приготовились, начали работать: покажите число
больше 5 на 1 (6);маленькое число (1);число, которое меньше 7 на 1 (6);число,
обозначающее день недели - вторник (2);число, последующее числа 4(5).
Палочки
Кьюзенера «Пассажиры и поезд»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей
познавательной активности, любознательности. Закрепление у детей умения
находить следующее, предыдущее число для каждого числа от 0 до 9. Развитие у
детей операции сравнения, анализа, синтеза, смыслового соотношения для развития
мыслительной деятельности. Развитие внимания. Развитие представлений о числе,
основы счёта, умение измерять предметы, запоминание состава числа, понимание
сущности арифметических действий.
Материал: палочки Кьюзенера
Ход игры: воспитатель предлагает детям построить
небольшой поезд из цветных палочек. Например, из палочек розового, голубого,
красного и желтого цвета. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям
предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ
практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого
цвета. Белая палочка – это одно место. Белая палочка выступает условной мере. В
ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое
число. Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом.
Найти палочку, равную сумме двух палочек. Расположи палочки так, чтобы белая
было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой. Поезд состоит из
трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый – не является первым. В
какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне?
Сколько пассажиров в поезде?
Красивый
узор
Цель: создание условий, способствующих
развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного
интереса, учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов,
развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному
результату - ритмичному чередованию величин.
Материал: полоски чистой плотной бумаги по
числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора
(круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др.); подносики, наборное полотно.
Ход игры: педагог раздает детям листы бумаги
и ставит на стол подносы с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они
будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат.
(Берет форму и вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький
квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д.) затем педагог предлагает
выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным
чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и
соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении
задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключении педагог
рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.
Сложи
фигуру
Цель: создание условий, способствующих
развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного
интереса, умение составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по
образцу.
Материал: фланелеграф. Модели геометрических
фигур.
Ход игры: воспитатель помещает модели
геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и
назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические
фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить
друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают
из какого количества они составили фигуру.
Где фигура?
Цель: создание условий, способствующих
развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной
потребности, учить правильно, называть фигуры и их пространственное
расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение
фигур.
Ход игры: воспитатель объясняет задание: «Сегодня
мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно
назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем
вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и
называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому
ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место
расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель
меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и
отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза.
Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.