Три года - эго возраст, который
можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его
рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все
больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в
этом возрасте - потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый
важный для ребенка вид деятельности - игра.
В этом возрасте у вашего ребенка:
§ Происходит формирование «противо-воли»,
что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима
ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как
самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается
установить с ними новые, более глубокие отношения.
|
|
§ Проявления осознания себя
как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать
почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему
этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию
не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или
просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем
противоречить другому.
|
|
§ Появляется возможность действовать
не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя
из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является
важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении
самостоятельности.
|
|
§ Возникает насущная потребность общаться
не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками.
Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых,
так и детей на его поступки.
|
|
§ Игра становится все более коллективной.
Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более
становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем
угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно
поиграть 10-15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
|
|
§ Дети в игре со сверстниками учатся
чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать
их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и
чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
|
|
§ Появляется много новых слов.
Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие
слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
|
Вам как его родителям важно:
§ С терпением и пониманием
относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в
этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии,
зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если
это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым
или ненужным.
|
|
§ Помнить, что так называемое
упрямство - это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что
ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением
считались.
|
|
§ Подготовить ребенка к детскому
саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему
в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в
детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное
отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при
расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от
потери привычного ему мира.
|
|
§ Разбирать вместе с ребенком
ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке.
Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно
самим быть для него примером - то есть уважительно относиться к нему самому и
членам вашей семьи.
|
|
§ Бережно обращаться с чувствами
ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость,
чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его
правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
|
|
§ Продолжать активно развивать
координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом),
мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки,
складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный
уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
|
|
§ Осознавать, что речевые обороты и
запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он
слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту
ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет
в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в
ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним
события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо
отвечайте на его вопросы.
УСПЕХОВ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.